Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Врач и искусство

Врач и художник О. М. Манвелян

Врач и художник О. М. Манвелян

Очередным гостем нашей рубрики «Врач и искусство» стал заведующий кафедрой неврологии ЕрГМУ д.м.н. Ованес Морисович Манвелян. В ходе нашего интервью мы попытались выяснить, как можно сочетать жизнь и мировоззрение врача и художника.

 

— По моему глубокому убеждению (и эту мысль я всегда высказываю и моим студентам) врачи, пожалуй, единственные, кто не ограничивается только своей профессией. По-моему, ни в одной другой профессии нет стольких поэтов, писателей, художников, певцов и актёров.


Чем вы можете объяснить это явление?


— Думаю, что хороший врач в какой-то степени должен быть и художником, и актёром, и поэтом.


Можно ли заключить из сказанного Вами, что врачи чувствуют некую неудовлетворённость своей работой и для полного утверждения своего «Я» прибегают и к другой деятельности?


— Я больше склонен думать, что хорошие, действительно хорошие врачи имеют более многогранную личность. Правда, «серые мышки» есть в любой области, в том числе и в медицине, однако я не встречал талантливого врача, который не был бы наделён ещё каким-нибудь даром.


Думаю, всем известно, что Булгаков, Чехов, Артур Конан Дойль были врачами. Кстати, немногие знают, но Конан Дойль был ещё и большим авантюристом. Конечно, в его случае авантюризм был аспектом его индивидуальности. Честно говоря, я считаю, что авантюра присутствует в любом большом начинании. К ней прибегает всякий, кто пытается выйти за рамки обыденности, и только такие люди могут достичь серьёзного успеха и стать автором какого-либо новаторства или открытия. А тот предприниматель, который делает всё, опираясь на существующие стандарты, никогда не будет иметь такого успеха.


Глубоко убеждён, что и в нашей стране есть много талантливых врачей, которые имеют и другие предпочтения. Однако, к сожалению, их талант со временем тускнеет в условиях серой обыденности и неблагоприятных бытовых условий. Проведу одну параллель. До школы все дети индивидуальны, все они и художники, и поэты, и актёры. Однако к концу третьего класса их индивидуальные качества нивелируются, и все они становятся почти одинаковыми. Потом наступает момент, когда люди для самоутверждения или самовыражения хотят заниматься тем, что роднее им самим. В частности я, не считая себя профессиональным художником (хотя и имею высшее специализированное образование), делаю всё для своей души. Мне очень нравилось играть с красками, рисовать, замечать собственные успехи…

 

 

В прошлом было принято вешать на стенах дома картины. Сейчас люди больше заставляют стены мебелью или крепят бытовую технику. С детства мне нравились дома, где стены увешаны картинами. И необязательно, чтобы это были картины известных художников. Это может быть нарисованный живущим в доме ребёнком кораблик и облачко, и это, я уверен, стоит дороже для любого родителя, чем шедевр известнейшего мастера.


В школьные годы во мне проснулась любовь к изобразительному искусству. Мог часами играть с красками. Эта склонность, наверное, наследственная. Дядя моего отца также любил рисовать. В нашем доме сохранились некоторые его работы. К несчастью, он рано погиб и не успел состояться как художник, но когда внимательно рассматриваешь эти картины, чувствуешь, что это весьма интересные работы.


Любой художник проходит определённый этап исканий. Думаю, что и я не был исключением, и тихо-тихо двигаясь вперёд, нашёл себя как художника-пейзажиста. Конечно, у меня есть и несколько портретов, где изображены мои родные: бабушка, сестра, её дети.


Иногда люблю рисовать один и тот же ландшафт в разное время суток и даже в разное время года. Сейчас многие это делают с помощью фотокамеры, а я предпочитаю краски. Любимая техника рисования – пастель. К сожалению, это очень тонкая техника и требует соответствующего отношения. Цвета нарисованных пастелью работ очень близки моей душе.


Некоторое время назад, когда я жил и работал в США, ко мне обратились с предложением участвовать в выставке. А я даже не привёз с собой художественных принадлежностей. Добавлю, что никогда не участвовал в выставках, и для меня это предложение  было столь же приятным, как и неожиданным. Я воодушевился и, после покупки принадлежностей для рисования, приступил к работе. Первые несколько моих работ мне не понравились. Однако ко дню открытия выставки я чувствовал себя счастливым, поскольку успел создать и представить несколько, на мой взгляд, удачных работ. Интересно то, что среди моих работ были и представляющие природу Армении, и типично американские картины, например, изображение моста «Golden Gate» в Сан-Франциско. Кстати, этот мост считается одним из самых достопримечательных мест в городе. А самым интересным было то, что я был единственным, кто продал в этот день картину. Холст, изображающий мост, купила одна японка. Выяснилось, что ракурс, с которого я изобразил мост, был любимым местом прогулок японки, и она именно так воспринимала «Золотые ворота».  


По возвращении в Армению все остальные картины я подарил друзьям.


А какие цвета вы любите?


— Люблю цвета, более близкие природе.


Любую картину можно нарисовать просто для декорации, под настроение или на заказ. Я рисую под влиянием внутреннего импульса, только для себя, и поэтому краски, цвета тоже мои. Очень люблю дарить картины близким мне людям. Очень трудно получить от меня картину в подарок, потому что мои работы – это мои дети, и естественно, я их доверяю только родным людям. Никогда не воспринимал свои работы как шедевры. К счастью, я далёк от подобных мыслей, и всё же они очень дороги для меня, и если я знаю, что моя картина дарит кому-то хорошее настроение, это для меня высшее удовольствие.

 

 

Имеют ли Ваши работы национальный колорит?


— Думаю, мои работы понятны как армянину, так и иностранцу. Например, гора Арай, красиво изображённая, может доставить одинаковое удовольствие любому.


Когда Вы рисуете?

 

— Бывают моменты, когда «руки чешутся», стараюсь быстрее доехать домой, чтобы начать рисовать. Рисование для меня – отдельный ритуал, когда должен освобождаться стол, все принадлежности для рисования должны расставиться по своим местам и … Обычно, именно в это время раздаётся звонок из больницы, и меня вызывают к пациенту. Начинаю просить и требовать, чтобы ничего не убирали, уверяя себя и родных, что сразу же по возвращению начну рисовать. А краски могут оставаться на столе сутками, пока жена и дети не предложат убрать их, а я соглашаюсь, понимая, что и в этот раз не удалось заняться живописью. Это, конечно, самый частый вариант, но иногда всё же удаётся уединиться, оторваться от окружающего мира и заняться творчеством.


Есть ли совершенные, законченные картины, или Вам всегда что-то кажется недоработанным?


— Не знаю, правда ли это, но говорят, что Сарьян к старости продолжал работать над уже законченными, по мнению специалистов, картинами. Говорят также, что родственники «похищали» эти работы, чтобы гений не портил новыми красками уже готовые шедевры.


Считаю, это присуще всем художникам, и я не исключение, поскольку иногда возникает соблазн внести какие-то изменения в картины, уже висящие на стене. А иногда это желание столь сильно, что я не могу себя сдерживать…


Что есть общего между искусством и медициной?


— Медицина – само по себе искусство. Почти во всём мире любовь к искусству воспитывается. Человек, любящий и ценящий искусство, имеет свой уникальный образ мыслей, своё, не похожее на других, «Я», а иногда сам по себе является ценностью. Мы все сильны и красивы своей индивидуальностью. Лично я не нахожу красоты в однообразной серой массе и стараюсь, чтобы моё окружение по возможности избегало этой серости и единообразия. К сожалению, человечество на всём протяжении своей истории больше сил прилагало для создания новых видов оружия, а не образцов искусства.

 
Какой бы Вы хотели видеть нашу родину?


— Хочу, чтобы люди учились мечтать. Всё начинается с мечты: мечтают летать, а в один день действительно поднимаются в небо…


Хочу, чтобы наша родина стала цивилизованным, развитым и мирным уголком, куда будут стремиться вернуться разбросанные по всему миру наши соотечественники. Хочу, чтобы мы любили нашу страну…

 

Автор. Ваге Тер-Минасян
Источник. Фармацевт практик 11-12.2007 (8-9)
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Loading...
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Вреж Размикович Балаян

19.09.2014

Сказать,что удивлен и восхищен-ничего не сказать.

Харатян Эльмира Гургеновна

24.02.2012

Ованес Морисович, Я Вами восхищаюсь!!!

Читайте также

Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург
Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург

Человек, вот что меня интересует.
Человеческое лицо – величайшее творение природы, и оно для меня – неиссякаемый источник.
Амадео Модильяни

 

Рисовать – это удовольствие, великое удовольствие. Я люблю работать руками, по сути, хирургия – это и есть работа руками (по-гречески: хирургия – работа рук)...

Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян
Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян

— Удивительная вещь медицина, и трудно сказать, имеет она связь с искусством, или нет. Но если Булгаков, Шиллер, Конан Дойль, Чехов были врачами, значит, медицина действительно связана с искусством. И медицина, и искусство – это профессии, которые требуют самопожертвования. По мне, с точки зрения профессионализма, надо быть или врачом, или человеком искусства...

Грант Сапонджян
Грант Сапонджян

Наш гость – старший ординатор гинекологического отделения медицинского центра «Канакер-Зейтун», д. м. н. Грант Сапонджян, который на протяжении многих лет наряду со своей основной работой занимается также живописью.


— Сколько себя помню, как и все дети, пытался нарисовать виденное. Думаю, свою роль сыграл и наследственный фактор, поскольку дядя был художником...

Один век… Одна жизнь…
Один век… Одна жизнь…

День от дня преображается Ереван. Для нового поколения это огромный город с высотными зданиями, бесчисленными рекламными щитами и разноцветными витринами, где только в редких переулках и тупичках можно обнаружить присущие старому Еревану строения. И речь идёт не только о маленьких, громоздящихся друг на друга домишках, но и о строениях, которые в своё время определяли архитектурный облик Еревана. Изо дня в день редеют и ряды старых ереванцев...

Врач и художник Павел Ананикян
Врач и художник Павел Ананикян

Наш гость – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, председатель Армянской академии хирургических наук, академик Российской медицинско-технической академии, почётный член президиума Общества хирургов Армении, Павел Ананикян...

Врач и человек искусства Татевик Шагян
Врач и человек искусства Татевик Шагян

— Рисовать я любила всегда. Говоря всегда, я имею в виду - со школьных лет, когда я брала из библиотеки книги и пыталась копировать иллюстрации из них. Недавно в руки попало старое издание книги «Приключения Мюнхгаузена», которую я читала в детстве и из которой срисовала все картинки. Скажу, что когда листала книгу, во мне проснулись интересные воспоминания.


И какого качества получались эти срисовки?...

Оганес Оганисян: врач-фотограф
Оганес Оганисян: врач-фотограф

Единственная роскошь на земле - роскошь человеческого общения.
Хочу представить врача-фотографа Оганеса Оганисяна, которого многие знают со студенческих времён, и чьи уникальные фотографии зачастую украшают наши страницы.

С какого возраста ты себя помнишь?...

Детские мечты иногда сбываются...
Детские мечты иногда сбываются...

Каким мы увидели и узнали кардиолога и художника, руководителя кардиологического Ценра аритмологии Смбата Джамаляна.

Как вы избрали профессию кардиолога?...

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ